«Каждый новый круг — открытие» Знаменитые мотогонки в Нижнем Новгороде — глазами призера соревнований: Люди: Моя страна: Lenta.ru

«Каждый новый круг — открытие» Знаменитые мотогонки в Нижнем Новгороде — глазами призера соревнований: Люди: Моя страна: Lenta.ru

Перейти в «Мою Ленту»Фото: Нижегородское кольцоАлексей СтроевАлексей Строев

Алексей Строев,
мотогонщик, победитель чемпионата Moto.Msk.Cup 2021 в зачете Rookies 1000, любитель экстремальных видов спорта с 22-летним горнолыжным стажем

Мотоспорт гораздо глубже и интереснее, чем езда увешанных цепями байкеров по улицам ночных городов, тем более если речь идет о шоссейно-кольцевых мотогонках (ШКМГ). ШКМГ — это гонки на спортивных мотоциклах по специально построенным трассам с асфальтовым покрытием.

Самым ярким представителем данного вида спорта являются знаменитые международные соревнования MotoGP — своего рода «Формула-1», только на мотоциклах. Любители же гоняют на обычных серийных спортивных байках. В России уже много лет проводятся состязания по ШКМГ: первоначально серия называлась Russian Superbike (RSBK), однако теперь гонки самого высокого уровня проходят под именем MotoRing. Участие в них стоит немалых денег и требует высокого уровня подготовки как спортсмена, так и техники.

Мотоциклисты, которые переезжают с городских улиц на трек, преодолевают огромный путь, прежде чем получить возможность попасть на соревнования. Управление мотоциклом в городе и на треке отличается так же сильно, как, скажем, приготовление яичницы и блюда высокой кухни: первое является базовым навыком для всех любителей кулинарии, второе — составляет неотъемлемую часть работы шеф-повара.

Для начинающих спортсменов и полупрофессионалов существует чемпионат Moto.Msk.Cup. Он не требует крупных финансовых вложений и соблюдения жесткого регламента, в нем можно участвовать на устаревшей технике. Занятие мотогонками и участие в любых соревнованиях — образ жизни весьма специфический. Ранние подъемы, падения, травмы, бесконечные ремонты, тюнинг и улучшение мотоцикла, постоянные денежные вложения. Возникает логичный вопрос: кому и зачем все это надо?

Для себя лично я давно на него ответил. Ощущения от езды на мотоцикле по треку несравнимы ни с чем. Не зря мотогонщиков называют пилотами: этот процесс дарит ощущение бреющего полета на транспорте, количество лошадиных сил которого превышает его вес. Сначала ты проносишься в повороте на скорости 150 километров в час в 30 сантиметрах от асфальта, затем — выныриваешь из-под защиты ветрового стекла в густой воздух на сумасшедшей скорости. Открывая газ, чувствуешь, что руль становится легче, поскольку переднее колесо отрывается от асфальта. За три секунды развиваешь скорость до 100 километров в час, еще через четыре — все 200.

Фото: Нижегородское кольцо

Итак, восемь часов дороги позади — наконец прибываем в Нижний Новгород на этап чемпионата по шоссейно-кольцевым мотогонкам Moto.msk.cup. Утро перед гонками или даже обычным тренировочным трек-днем не бывает спокойным. Нельзя терять ни минуты: команды разгружают технику, механики проверяют ее состояние и переносят все инструменты в специальный гараж, где пилоты будут готовиться к заездам.

Зачастую на невысоком уровне соревнований пилот — сам себе и механик, и группа поддержки. Его отдельная задача — надеть душный тяжелый комбинезон, который просто необходим на треке. Плотная защитная форма из натуральной кожи со специальными вставками и укреплениями позволяет минимизировать ущерб от падения на треке.

На NRing — так называется трасса в Нижнем Новгороде, где проходят автомобильные и мотоциклетные гонки — я впервые. Сначала аккуратно раскатываюсь, изучаю трек, его повороты и неровности, наблюдаю за тем, как едут более опытные соперники, запоминаю советы тренера — здесь любая ошибка может привести к падению и поломке мотоцикла. Потом постепенно набираю темп.

У всех гоночных треков есть свой характер и свой ритм. NRing удивляет вариативностью, на нем есть как затяжные скоростные повороты, которые нужно проходить на полном газу, так и крутые участки, меняющие направление движения на 180 градусов. В каждом повороте можно бесконечно искать самую оптимальную траекторию, самый быстрый способ пройти поворот, самый удобный вариант обгона. Каждый новый круг — открытие, каждый тренировочный заезд — повод пробовать что-то новое. Однозначное преимущество нижегородского трека заключается в том, что он подходит спортсменам любого уровня: начинающие смогут осваивать навыки и учиться прокладывать траекторию, продвинутые пилоты — оттачивать мастерство и набирать опыт.

Фото: Нижегородское кольцо

В этом году Нижнему Новгороду исполнилось 800 лет, и этап мотогонок проходил как раз во время празднования этого знаменательного события. Достопримечательности города заслуживают особого внимания: гуляя по витиеватым улицам, можно с головой окунуться в атмосферу старой России и при этом оставаться в центре современного города. Помимо Нижегородского кремля, здесь есть рестораны с вкусной едой и крафтовым пивом, кофейни со спешалти кофе и ароматной выпечкой, а также фуникулер через Волгу и колесо обозрения.

Утром в день квалификационного заезда небо затянули тучи, и организаторы соревнования приняли решение начинать его без промедления. Почти без разминки мы отправляемся на зачетный заезд. В середине сессии начинается дождь.

Квалификационная сессия или просто квалификация — это заезд, который проводится до гонки, чтобы определить стартовые позиции спортсменов. Тот, кто стоит у самой линии старта, получает преимущество над остальными: при должном везении пилот выигрывает старт и первым проходит повороты, не участвуя в борьбе за пространство для маневра. И хотя гонка не выигрывается на старте, важность позиции участника отрицать нельзя.

Погода во время заезда играет основную роль при выборе резины: для дождя существуют шины с протектором, для сухой погоды — слики, или лысая резина. Конечно, в дождь ездить сложнее и опаснее, поскольку сцепление резины с асфальтным покрытием ухудшается.

Наступает назначенный час, и по интеркому пилотов вызывают на стартовую решетку. В голове шум, в ушах — звук моторов, в руках — газ, тормоз, сцепление и руль. Гаснут стартовые светофоры, мотоцикл срывается с места, оставляя позади стартовую линию. Впереди — только повороты трека, инстинкты, тонны адреналина, борьба, обгоны и защита позиции. Из этого медитативного состояния меня внезапно вырывает клетчатый флаг, обозначающий финиш гонки. Я — третий в гонке и первый в классе новичков.

Заезжаю в бокс к команде, ставлю мотоцикл, получаю поздравления от тренера и отправляюсь на награждение. Далее — все как в сериях: пьедестал, награждение и обливания шампанским.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Перейти в «Мою Ленту»

Leave a Comment