Какие схемы обмана существуют на рынке аренды и как не попасть на уловки мошенника собственнику и арендатору — рассказываем вместе с риелторами и юристами
Конец лета и осень — традиционно самый активный период для столичного рынка аренды. В это время приезжают абитуриенты, студенты и люди на заработки. Одновременно со всплеском спроса на аренду увеличивается количество различного рода мошенничеств.
Вместе с риелторами и юристами рассказываем о схемах мошенничества и способах избежать их.
Классические схемы
Аренда жилья — один из самых уязвимых сегментов с точки зрения различных махинаций и мошенничеств. В зоне риска — как квартиранты, так и сами собственники. На рынке аренды жилья существует множество мошеннических схем: от сдачи квартиры одновременно нескольким арендаторам до аренды по поддельным документам.
Предоплата
Самые распространенные мошеннические схемы связаны с предоплатой. Во время пандемии увеличилось количество объявлений о сдаче квартир от имени якобы респектабельных риелторских компаний, которые обещают жертвам выгодную сделку, рассказывает руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус. «Для ее заключения нужно лишь внести предоплату на счет агентства. Как итог жертва лишается денежных средств и не получает никаких услуг», — отметил юрист.
Еще в интернете выставляют объявление о сдаче квартиры с отличным ремонтом по цене ниже рынка. Это привлекает большое число желающих снять жилье и записаться на просмотр. Однако выясняется, что квартиру якобы уже сняли, но есть другие варианты, правда, чуть дороже. Либо это оказываются мошенники, которые просят внести предоплату на банковскую карту для резервации квартиры или оперативного просмотра. «Только после оплаты квартиросъемщик выяснял, что таких квартир просто не существует либо адреса ненастоящие, а деньги, переведенные на расчетный счет, давно сняты и израсходованы, предъявить требования о возврате не к кому», — отметила кандидат юридических наук, адвокат адвокатской палаты Москвы Елизавета Селезнева.
Аренда жилья является одним из самых уязвимых сегментов с точки зрения различных махинаций и мошенничеств. Причем в зоне риска оказываются как квартиранты, так и сами собственники
Как распознать фейковое объявление
Рекомендации Оксаны Поляковой, замдиректора департамента аренды квартир компании «Инком-Недвижимость»:
— Предложение обычно выглядит выгодным, но не слишком дешевым, чтобы жертва не заподозрила подвоха (арендаторы проводят мониторинг объявлений, они в курсе порядка цен и опасаются обмана). Стоимость варианта может быть на 5–10% ниже рынка и обязательно быть «от собственника». Выгодные объявления пользуются популярностью, и кандидаты должны заплатить некую сумму, чтобы «забронировать» этот лот, или внести предоплату за просмотр — мошенники используют сразу несколько аккаунтов, так понемногу они набирают значительные суммы.
Если видите требование предоплаты — откажитесь от этого варианта. Деньги можно отдавать только после подписания договора найма — как посреднику, так и арендодателю.
Информационная поддержка
Существуют недобросовестные риелторские компании, которые заключают с клиентами не договор на поиск/сдачу жилья, а информационный договор. «Согласно подобному документу, в их обязанности входит лишь предоставление клиенту информации (об объявлениях, о контактах потенциальных контрагентов и т. д.). В итоге клиенту предоставляется несколько «мертвых» объявлений или номеров, и он остается у разбитого корыта», — пояснил Кирилл Стус.
Тема с так называемыми информационными агентствами, которые могут предоставлять список адресов или высылать один контактный номер телефона в день, остается актуальной, подтвердила управляющий директор сети офисов недвижимости «Миэль» Мария Жукова. По ее словам, стоит такая «услуга» сейчас около 15 тыс. руб., оплата — вперед. Вернуть деньги уже не получится — договор составлен профессионально.
«Недавно наш клиент рассказывал подобную историю. Мужчина средних лет из Волгограда нашел, как ему казалось, подходящую квартиру, приехал в офис информационного агентства и сразу оплатил 16 тыс. руб. Было назначено время просмотра, но якобы собственник на показ не смог приехать. После чего контактировать с ним агентство отказалось», — привела пример Мария Жукова.
Читайте также