Сегодня у Нивы официальный день рождения: 5 апреля 1977 года состоялась сборка первого автомобиля ВАЗ-2121 на конвейере в Тольятти. Серийное производство внедорожников началось в июле того же года, поначалу выпускали по 12—14 машин в день, и экземпляр №1000 сошел с конвейера только 31 августа. Но потом производство набрало темп: десятитысячная Нива увидела свет 2 марта 1978 года.
Разработку полноприводного автомобиля повышенной проходимости на базе Жигулей на ВАЗе начали в 1971 году, то есть почти сразу после запуска самого завода. Первый опытный образец построили в апреле 1972-го: он имел простейший кузов без крыши, ведь предназначался для обкатки трансмиссии. Прототипы с закрытым трехдверным кузовом были готовы весной 1973 года, окончательно облик и конструкция были готовы к началу 1976-го. Нива стала первой серийной моделью ВАЗа, разработанной советскими инженерами без помощи Фиата.
Миллионный экземпляр сошел с конвейера в 1993 году, двухмиллионный — в марте 2013-го, а на сегодняшний день тираж Нивы приближается к 2,5 млн экземпляров. Из них почти 700 тысяч ушло на экспорт в более чем 100 стран мира, хотя основной объем поставок пришелся на период СССР: тогда у Нивы даже на мировом рынке практически не было конкурентов.
За все 45 лет производства конструкция Нивы почти не изменилась, хотя со временем двигатель становился мощнее, а салон — комфортнее. С начала 2021 года эта модель называется Лада Нива Legend, в гамме есть версии с тремя и пятью дверями, обе имеют облагороженную комплектацию Urban, а вдобавок есть модификация повышенной проходимости Бронто.
Еще в девяностых на страницах Авторевю была публикована история создания Нивы: части первая, вторая и третья. А пять лет назад, к 40-летнему юбилею модели, мы провели ретротест самой Нивы и знаковых машин на ее базе. Кстати, тогда АВТОВАЗ выпустил юбилейную версию Нивы, тираж которой составил 1977 экземпляров. Увы, сейчас ни о какой спецверсии к 45-летию не может быть и речи. Не будет даже юбилейных мероприятий. АВТОВАЗ почти весь март простаивал из-за нехватки импортных комплектующих, и с 4 апреля ушел в корпоративный отпуск на 20 дней. В сложившейся кризисной ситуации старушка Нива оказалась наиболее близкой к возобновлению производства, ведь среди всех Лад у нее наименьшая доля импортных компонентов. Есть все предпосылки к тому, что Нива встретит на конвейере и 50-летний юбилей.